Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый в 2025 г. выпуск информационного листка – НЭП: Новости экономического поведения

На сайте Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» размещен первый в 2025 г. выпуск информационного листка — НЭП: Новости экономического поведения на тему: «Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения».

Первый в 2025 г. выпуск информационного листка – НЭП: Новости экономического поведения

Средний класс является объектом внимания в контексте как прикладных интересов экономической и социальной политики государства, так и научной дискуссии. Чтобы получить актуальное представление о российском среднем классе, в рамках проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» в июне 2024 г. был проведен специализированный онлайн-опрос его представителей на базе потребительской панели OMI, охватывающей россиян в возрасте 18+ лет, проживающих в городах с населением 100 тыс. человек. К участию в опросе были отобраны 3000 чел., имеющие признаки, характерные для среднего класса: достаточно высокую оценку материального положения, а также социально-профессиональный статус (ведение предпринимательской деятельности, работа по найму на руководящих должностях или в качестве квалифицированных специалистов) и/или высшее образование.

Данный выпуск посвящен описанию портрета представителей среднего класса, анализу специфики расходов их семей на различные категории товаров и услуг, а также субъективным оценкам материального положения и потребительских возможностей с ретроспективной и перспективной точек зрения. Ключевые выводы исследования:

  • Городской средний класс представлен главным образом наемными работниками частных предприятий и организаций, занятыми в бюджетной сфере (врачи, учителя, представители государственного управления и силовых структур) и предпринимателями. Последние в среднем зарабатывают больше.
  • Главный источник доходов — трудовые доходы от основной занятости. При этом треть опрошенных назвали в числе ключевых доходов проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг. В составе городского среднего класса уже появились семьи, опирающиеся преимущественно на доходы от собственности, но в большинстве случаев такие доходы воспринимаются как дополнительные.
  • Средний класс активно потребляет услуги, связанные с развитием человеческого капитала. Его представители инвестируют в здоровье и образование детей, причем в денежном измерении это весомая часть их бюджетов.
  • В случае возможного роста доходов большинство представителей среднего класса будут наращивать сбережения, увеличат расходы на отпуск и некоторые базовые статьи трат.
  • В случае гипотетического сокращения доходов городской средний класс будет экономить на посещении кафе и ресторанов, покупке одежды и обуви, культурно-массовых мероприятиях. Но сокращение не затронет расходы на детей, в том числе образовательные услуги для них. Четко просматривается линия: на детях не экономят.

Скачать Выпуск 1 (март 2025) «Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения» (PDF, 3,50 Мб)